Актуальные проблемы налогообложения в РФ.

Актуальные проблемы налогообложения в РФ.

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Налоги
Год выполнения: 
2012
Объем: 
63
Цена: 
4 500руб.
№ работы: 838
Дополнительная информация: 
С текстом доклада.

Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения 5
1.1. История развития и сущность налогов в России 5
1.2 Функции и принципы налоговой системы 23
1.3. Нормативно–правовая база налогообложения в России 27
2. Анализ современного налогообложения России 31
2.1. Современная налоговая политика России 31
2.2. Проблемы и направления развития современной налоговой системы России 38
2.3. Меры по совершенствованию налоговых поступлений в бюджет РФ 44
2.4. Налогообложение в России и социальная справедливость 49
Заключение 56
Список использованных источников 60

Актуальность исследования. Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Налоги Российской Федерации реально влияют на укрепление рыночных основ, способствуют развитию производства, служат одним из барьеров на пути социального обнищания населения.

Целью дипломной работы является рассмотрение актуальных проблем налогообложения России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть история развития и сущность налогов в России;

 - определить функции  и принципы налоговой системы;

-  охарактеризовать нормативно–правовая база налогообложения в России;

-  проанализировать современную налоговую политику России;

- рассмотреть проблемы и направления развития современной налоговой системы РФ;

- предложить меры по совершенствованию налоговых поступлений в бюджет РФ;

- проанализировать налогообложение в России и его взаимосвязь с социальной справедливостью.

Объектом исследования выступает налогообложение России, предметом – актуальные проблемы налогообложения России.

Структура работы.  Дипломная работа состоит из введения, семи параграфов, объединенных в две главы, заключения, списка использованных источников и материалов.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы теоретического и прикладного характера.

В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирова­ние налоговой сферы не признавалось важнейшей госу­дарственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инст­рукций. Чисто фискальная функция налогов выража­лась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств «сверху - вниз». Проведение реформ в России потребо­вало коренного изменения налоговых отношений.

В 1991 году начинается первый этап налоговой рефор­мы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закон Российской Федерации «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации», принятый 27 де­кабря 1991 года №2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды на­логов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также пра­ва, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Второй этап налоговой реформы начинается с при­нятием Конституции Российской Федерации 12 декаб­ря 1993 года. В 1993 году все острее назревали потреб­ности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значе­ние подотрасли финансового законодательства.

Третий этап начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов.

Функция налога - это способ выражения его свойств. Она показывает, как реализуется общественное назначение этой экономической категории как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Основными задачами налоговой политики на современном этапе
развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создания условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возросла до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.

Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы в результате создания благоприятных условий для развития частного бизнеса. Таким образом, есть принципиальная возможность увеличения доходов бюджета в 2 раза при сокращении в 1,5 – 2 раза бремени налогов для отечественных товаропроизводителей в целом.

К основным потенциальным путям укрепления доходной базы федерального бюджета в настоящее время можно отнести:

  1. сокращение совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам, таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему РФ;
  2. оптимизация и сокращение перечня предоставляемых льгот по налогам, сборам, таможенным платежам;
  3. взыскание просроченной задолженности по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, просроченной задолженности иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ;
  4. разработка мероприятий для устранения существенных потерь бюджетной системы РФ от продолжающегося уклонения организаций от налогового учета и контроля;
  5. повышение ставок налогов, сборов и пошлин;
  6. поступление доходов от легализации скрытой экономики.

Системная, целенаправленная работа по укреплению и развитию доходного потенциала бюджетной системы РФ должна обеспечить формирование бюджета на 2012 год без дефицита, а, начиная с 2013 года, позволить стабильно наращивать доходы в объемах, достаточных для финансирования расходов и снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

Реализация выше предложенных мер позволит нарастить объемы получаемых налоговых доходов, повысить уровень неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и, в конечном счете, приведет к повышению доходности государственного бюджета в целом и мобилизации средств для преодоления кризисной ситуации в экономике, то есть в итоге позволит снизить уровень дефицита бюджетной системы России.

Актуальные проблемы налогообложения в РФ.
+7

Вертикальные вкладки