Экономическая безопасность Российской Федерации и пути ее совершенствования.

Экономическая безопасность Российской Федерации и пути ее совершенствования.

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Мировая экономика и международные отношения
Год выполнения: 
2011
Объем: 
104
Цена: 
6 000руб.
№ работы: 1059

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономической безопасности государства 7
1.1.Безопасность: понятие, виды, сущность и структура экономической безопасности 7
1.2.Основные составляющие экономической безопасности государства 17
ГЛАВА 2. Характеристика экономической безопасности России 29
2.1. Правовые основы обеспечения экономической безопасности в РФ 29
2.2. Организационные основы обеспечения экономической безопасности в РФ 36
ГЛАВА 3.Проблемы и совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности в РФ 51
3.1 Проблемы экономической безопасности РФ 51
3.2 Пути совершенствования экономической безопасности РФ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
Приложение 99

Актуальность. В современных условиях в России происходят кардинальные изменения во всех областях: в политической и экономической системах, духовной жизни, в организации обеспечения национальной безопасности.

Формируется рыночная экономика, значительно увеличивается доля негосударственного сектора экономики. Меняется система обеспечения защиты экономических интересов страны. Это влияет на систему обеспечения экономической безопасности государства. Субъекты рыночных отношений получили значительно большую, чем прежде, самостоятельность в подборе контрагентов, формирования цен, контроля качества продукции, распоряжения финансовыми ресурсами.

В настоящее время уделяется недостаточное внимание анализу функционирования объектов экономики в вопросах влияния последствий их деятельности на обеспечение экономической безопасности промышленности  РФ. Он позволяет дать объективную оценку уровня сохраняемости технологий и организации работ, выполняемых контрагентами рыночных отношений, их производственно-финансовой деятельности, выявить каналы утечки закрытой информации и определить порядок их пресечения. На основе анализа органы обеспечения экономической безопасности должны оценить степень обеспеченности защиты экономических интересов, выявить имеющиеся недостатки, принять меры по их устранению, развивать положительные тенденции, прогнозировать развитие. Решение этих задач требует от специалистов системы обеспечения экономической безопасности поиска рациональных и эффективных способов подобной деятельности.

Особенно важно обоснование с точки зрения защиты экономических интересов принимаемых решений, связанных с производственной деятельностью промышленных предприятий, непосредственно выполняющих государственный оборонный заказ. Развитие в стране рыночной среды требует коренного улучшения экономической подготовки кадров системы обеспечения экономической безопасности как предприятий, так и государства в целом, которая является составной частью системы обеспечения безопасности Российской Федерации. Без специфических экономических знаний невозможно успешно управлять производством, руководить подготовкой специалистов, подразделений.

Актуальность темы дипломного исследования заключается в разработке понятийного аппарата, выявлении закономерностей обеспечения экономической безопасности РФ в условиях рыночной экономики.

Систематизация знаний о национальной экономике вообще и системе обеспечения экономической безопасности  РФ в частности позволяет определить комплексные экономические противоречия функционирования системы обеспечения экономической безопасности  и пути их разрешения, полученные результаты использовать в теории и практике деятельности по обеспечению экономической безопасности.

Степень изученности проблемы. Проведенный анализ научных исследований по исследуемой проблематике показывает, что, во-первых, в них рассматривается процесс обеспечения экономической безопасности РФ с точки зрения структурных позиций: какой элемент, каким образом, какую работу должен выполнять. Анализируемые работы изучают систему обеспечения экономической безопасности агентов рыночной экономики достаточно обще. Таким образом, не рассматривается комплексная организация процесса обеспечения экономической безопасности и управление им как экономическим процессом в рыночных условиях. Среди подобных работ следует отметить труды Глазьева Ю., Сенчагова В.А., Ломакина М.И., Матюхина В.Н. и некоторых др.

В работах Литвиненко A.M., Киречевой В.П., Помозова К.У., Сертанова Н.Г. и др. рассматриваются лишь некоторые элементы системы обеспечения экономической безопасности рыночных агентов.

Отсюда следует объективная необходимость дальнейшей работы по данной тематике в направлении разработки современных подходов к совершенствованию системы экономической безопасности государства в целом и отдельных предприятий в частности.

В этой связи целью исследования является разработка научно-методического аппарата и практических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации в современных экономических условиях.

Решение цели исследования достигается решением ряда частных задач, а именно:

- определение теоретических основ экономической безопасности государства;

-характеристика экономической безопасности России;

-определение путей совершенствования механизма  обеспечения экономической безопасности в РФ.

Таким образом, объектом исследования является процесс обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях, предметом совокупность отношений, возникающих в процессе обеспечения экономической безопасности РФ в условиях развития рыночных принципов функционирования национальной экономики...............................................

В ходе исследования экономической безопасности Российской Федерации и путей ее совершенствования были сделаны следующие выводы:
1.Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность представляет такое состояние экономической жизнеспособности общества, при котором оно за счет собственных ресурсов относительно полно и непрерывно удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, обеспечивает социально-экономический прогресс и оборону независимо от влияния негативных факторов.
Категория «экономическая безопасность» - понятие широкое. В работе оно представляет локально – применительно к национальным интересам России. За основу категории «экономическая безопасность государства» принята трактовка С.А. Афоновцева. Так, автор определяет понятие как «устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально произошедшими шоками» .
Согласно данному определению национальная экономическая безопасность находится на стыке двух видов деятельности государства – политической и экономической. Политика государства вырабатывает соответствующие мероприятия, противодействующие нарушению стабильности социально-экономического положения государства. Общее положение экономической сферы либо благоприятствует развитию дистабилизационных процессов в стране, либо противодействует данной ситуации.
Кроме этого, национальная экономическая безопасность формируется как ответ на систему экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) шоков, влияющих на экономику государства.
Эндогенные шоки представляют собой кризисные импульсы, зарождающиеся внутри хозяйственной системы в связи с дефектами ее экономической и институциональной структуры.
Экзогенность шоков связана с уязвимостью страны к конъюнктурным колебаниям на мировых рынках.
В соответствие с этим государство формирует политику экономической безопасности в противовес данным угрозам (шокам).
Таким образом, основными составляющими экономической безопасности государства является противодействие угрозам.
2.В работе был рассмотрен правовой и организационный механизм обеспечения экономической безопасности России.
Нормативно-правовая составляющая экономической безопасности обеспечивает формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия угрозам экономической безопасности и механизмов их реализации.
Нормативно-правовая составляющая образуется совокупностью нормативных правовых актов, других нормативных документов, регулирующих отношения в области выявления угроз безопасности индивидуального, группового и массового сознания граждан и противодействия этим угрозам, обеспечивающего реализацию конституционных прав и свобод, их законных ограничений, охрану психического здоровья граждан, сохранение социального спокойствия в обществе.
Так, основу системы нормативно-правовых актов, регулирующих сферу экономической безопасности государства, составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации ;
- Закон «О безопасности»
-Концепция национальной безопасности Российской Федерации
-«Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г».
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации .
Организационная составляющая системы обеспечения экономической безопасности устанавливает функциональную структуру государственных органов, занимающихся реализацией правовых норм в данной области, и отношения между ними, с одной стороны, и гражданином - с другой.
Организационная составляющая системы обеспечения экономической безопасности является важной частью общей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Основными элементами организационной системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются:
• Президент Российской Федерации,
• Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
• Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
• Правительство Российской Федерации,
• Совет Безопасности Российской Федерации,
• федеральные органы исполнительной власти,
• межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации,
• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения,
• граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
3. Проблемы экономической безопасности России связаны с обеспечением национальной безопасности государства в области энергетики, сырьевой обеспеченности государства, снижения зависимости от мировой конъюнктуры, обеспечения равномерности экономического развития регионов и т.п.
В виду ограниченности дипломного исследования по объему в работе был осуществлен подробный анализ экономической безопасности в области энергетики России.
В работе рассмотрена энергетическая безопасность России с точки зрения баланса производства и потребления энергоресурсов.
Топливно-энергетический баланс является основным инструментом выявления диспропорций в процессе формирования политики в области энергетической безопасности государства, политики в области установления равновесия между спросом и предложением на энергоресурсы от добычи до их потребления. На основе анализа Энергетической концепции России на период до 2020 года установлено, что энергетическая безопасность должна обеспечивается:
• ростом производства и потребления электроэнергии, являющейся необходимым условием развития экономики и повышения комфортности жизни населения;
• существенным повышением эффективности потребления топлива и электроэнергии в экономике страны и в жилищно-коммунальном секторе за счёт энергосбережения;
• совершенствованием структуры производства электроэнергии, в том числе за счёт опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики, прежде всего в результате завершения строительства ранее начатых объектов;
• улучшением качества нефтепродуктов при одновременном повышении эффективности переработки нефти;
• комплексной переработкой природного и попутного газа и увеличением использования газа на нетопливные нужды;
• расширением использования экономически эффективных возобновляемых источников энергии.

Кроме этого, в работе проанализирована проблема продовольственной безопасности.
В работе установлено, что по некоторым позициям (например, мясо, рыба, зерно и т.п.), страна находится в зоне продовольственной угрозы, т.к. выявляется зависимость от внешних рынков.
В работе установлено, что для обеспечения продовольственной безопасности страны необходима синхронизации усилий Совета Безопасности, Правительства, Федерального Собрания и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, чтобы приблизиться к уровню развитых стран России предстоит решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач:
1 технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;
2 формирования кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;
3 проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличения посевов примерно на 15 млн. га;
4 создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), переход к политике сельского развития ХХI века.
Разработаны механизмы совершенствования продовольственной и энергетической безопасности государства.

Экономическая безопасность Российской Федерации и пути ее совершенствования.
+7

Вертикальные вкладки