Формирование креативности в процессе обучения психологии.

Формирование креативности в процессе обучения психологии.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
43
Цена: 
500руб.
№ работы: 407

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы в изучении интеллекта и креативности в отечественной и зарубежной литературе 6
1.1. Креативность как общая творческая способность 6
1.2. Изучение и опыт диагностики креативности в зарубежной психологии. 9
1.3. Изучение и диагностика креативности в отечественной психологии. 21
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования креативности в процессе обучения психологии 27
2.1. Методика исследования 27
2.2. Результаты исследования 30
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим. Развитие общества и изменения окружающей среды привели к формированию повышенного спроса на компетентных, инициативных, независимых, уверенных в своих силах специалистов, которые не боятся рисковать, стремятся наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям и требованиям социального окружения. Все вышеперечисленные качества сочетаются у креативной личности.

Креативность (от лат. creatio – созидание)  – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности[1]. Креативный индивид проявляет большой интерес ко всему новому и необычному, он инициативен и при этом может успешно приспосабливаться к возрастающим требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Креативную личность отличают такие качества, как гибкость, пластичность, высокая степень адаптивности, поэтому он более конкурентноспособен и востребован  современным обществом. 

Креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивает прогресс общественного развития.

Креативность предполагает наличие творческих способностей (возможностей) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

В настоящее время существуют различные подходы, рассматривающие проблему креативности по-своему. В зарубежной психологии изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Первое – связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Айзенк, Л. Термен, М. Воллах, Н. Коган). Второе  направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам (Р. Стенбенрг, Р. Кеттел, К. Тейлор, А. Маслоу и др.).

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей (П. Я. Гальперин, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова, О. М. Разумникова, О. С. Шемелина и др.).

Проблема креативности по-прежнему актуальна, так как до сих пор не существует единого мнения о природе креативности, о факторах, влияющих на ее проявление и развитие, о том, как креативность влияет на личность и ее поведение; в том числе, о том, насколько тот или иной процесс обучения влияет на формирование креативности у индивида. Последнее и обусловило выбор цели нашего исследования.

Таким образом, целью настоящего исследования является исследование влияния обучения в высшем учебном заведении профессионального образования на специальности «психология» на формирование кративности у индивида.

Объектом исследования является креативность как интегральное качество личности, предметом исследования – формирование креативности у студентов-психологов.

В качестве исследовательской гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что обучение в высшем учебном заведении профессионального образования по специальности «психология» оказывает положительное влияние на формирование креативности у студентов.

В ходе исследования нами планировалось решить следующие исследовательские задачи:

1. Провести теоретический анализ понятия креативности и опыта её психологической диагностики в работах зарубежных и отечественных авторов.

2. Спланировать и провести эмпирическое исследование формирования креативности у студентов-психологов в процессе их обучения в высшем учебном заведении профессионального образования.

В качестве методов исследования нами были применены анализ теоретических источников, метод сбора эмпирического материала - методика «Диагностика вербальной креативности» (адаптация теста С. Медника), метод математической обработки результатов – t-критерий Стьюдента для зависимых (связанных) выборок.


[1] Психология: Уч. для гуманит. вузов / Под  общей ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2003.

Завершая настоящую работу, отметим следующее.

Под креативностью (от лат. сreatio – созидание) понимаются творческие способности (возможности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности. 

Основными параметрами креативности являются:

  1. способность к обнаружению и постановке проблем;
  2. способность к генерированию большого числа идей;
  3. гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
  4. оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов и проч.

В то же время креативность – это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.

Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

  • когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);
  • эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности);
  • мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);
  • коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Эмпирическое исследование по заявленной проблематике, проведённое нами, подтвердило гипотезу нашего исследования – предположение о том, что обучение в высшем учебном заведении профессионального образования по специальности «психология» оказывает положительное влияние на формирование креативности у студентов.

Формирование креативности в процессе обучения психологии.
+7

Вертикальные вкладки


Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/u8303167/data/www/zachet-ka.ru/includes/errors.inc on line 280

Notice: Undefined index: file in /var/www/u8303167/data/www/zachet-ka.ru/includes/errors.inc on line 72

Notice: Undefined index: line in /var/www/u8303167/data/www/zachet-ka.ru/includes/errors.inc on line 73