Казачество – русский субэтнос или сообщество этнических групп и общностей.

Казачество – русский субэтнос или сообщество этнических групп и общностей.

Тип работы: 
Реферат
Предмет: Культурология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
17
Цена: 
200руб.
№ работы: 325

Введение
1. Украинское казачество, как социально-военное положение.
2. Влияние казачества на социально-экономические отношения и культуру Украины.
Заключение
Лиетратура

Казачество на Украине - явление самобытное, национальное, чисто народное. Оно возникло и сформировалось во второй половине XV-XVI вв. как форма протеста украинского народа против растущего социального и национально-религиозного гнета, усиление крепостничества и развития крепостного права. Социальный состав казачества был неоднороден. Подавляющее его массу составляли беглые крестьяне, представители городских низов, а также деклассированные элементы земян и шляхты. Оно пополнялось выходцами не только с украинских земель, но и из Беларуси, России, Молдавии. Источником образования казачества во второй половине XV-в XVI в. Были «Ухидництво», побеги, массовые переселения крестьян и мещан. Это стало фактором освоение просторов Приднепровья, которая в XV в. была разорена и бесчеловечном результате постоянных татарских нападений.

Казачество «на волости» взяло на себя дело борьбы против татар. Выдающимся явлением в истории казачества было создание в середине XVI ст. Запорожской Сечи.

Запорожцы возглавили  движение своего народа за социальное и национальное освобождение. Сечь стала зародышем новой украинской казацко-старшинского государственности, образовав органы власти («Кош»), войско и морской флот. К. Маркс назвал Запорожье «христианской казацкой республикой». Проблема казачества - одна из центральных в истории Украины эпохи феодализма, а потому всегда привлекала внимание исследователей. Польские благородные историки связывали появление казачества с деятельностью польских и украинских магнатов. В такой трактовке склонялись и тогдашние иностранные авторы. Так, А. Гваньини утверждал: магнаты Лянцкоронские, Вишневецкие, Ружинские и другие набирали отряды, объявляли себя атаманами и «казачили» в Диком Поле. Стремясь доказать право казацкой старшины на дворянство, украинские старшинские историки-летописцы XVII-XVIII вв. пытались доказать, что казаки-это потомки древних благородных воинов, рыцарей. Например, Григорий Грабянка писал: казаки «бяху ... от воинским чина отдревле и мечом упражняхуся, а не работни игом ». Так же анонимный автор «Истории Русов или Малой России» (1846 p.), Полемизируя с польскими учеными, протестовал против их утверждения, что казаки «набирались из разной вольницы ... », т.е. были выходцами из простонародья.

Во всех казацких летописях есть одна особенность: их авторы воссоздавали действительность не такой, какой она была, а такой, какой должна быть их воображением.

Об этом точно сказал И. Франко:

"Собственно в казацких летописях Самовидца, Грабянки, Величка и их преемников и компиляторов, таких как Боболинский, Лукомский, Ригельман и т.п., было бы интересно проследить рост той легенды о Хмельниччине,

 что в значительной степени заслонила перед ними истинную действительность. С литературной точки зрения это было явление очень ценное, способное будить запал в широких массах народа: только в XIX веке мы увидели его значение для национального возрождения и формирования наших политических идеалов ... отся грандиозная конструкция Хмельниччины, конструкция больше литературная, чем историческая, была ... главной заслугой казацких летописей "[1, с. 58].

Казачество – русский субэтнос или сообщество этнических групп и общностей.
+7

Вертикальные вкладки