Мотивация и самоуважение.

Мотивация и самоуважение.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
48
Цена: 
500руб.
№ работы: 376

Введение 3
Глава 1. Мотивация и самоуважение – теоретический аспект 5
1.1. Понятие о мотивационной сфере личности в современной психологии 5
1.2. Самоуважение как психологический феномен 17
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации и самоуважения 26
2.1. Методики исследования 26
2.2. Ход и результаты исследования 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 35

Актуальность настоящей работы заключается в следующем. Мотивация понимается как побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин "мотивация", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) и установок в поведении субъекта.

Таким образом, очевидно, что мотивация как процесс оказывает определяющее влияние на поведение индивида и в этой связи ее изучение , равно как и изучение ее составляющих и детерминант, играет важное теоретические, а также прикладное практическое значение. 

Одним из наименее исследованных вопросов является связь мотивации со структурными компонентами Я-концепции. Мотивационный уровень, выделяемый в последней, в частности И.С.Коном, характеризуется Т. Ю. Каминской как второй подход к структуре Я-концепции, который заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) на развитие Образа-Я. Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру Образа-Я, что, как мы покажем далее, не вполне очевидно. Так же специфично в современной психологической науке и понимание самоуважения как психологического феномена и структурной составляющей Я-концепции, хотя указанная категория находит своё отражение в работах ряда учёных (Р.Бёрнс, И.С.Кон и др.).

В этой связи является актуальным как теоретическое исследование по заявленной проблематике, так и эмпирическое установление взаимосвязей между рассматриваемыми феноменами.

Целью настоящей работы является исследование взаимосвязи таких психологических феноменов, как мотивация и самоуважение.

Объектом исследования являются мотивационная сфера личности и самоуважение как компонент Я-концепции. Предметом исследования – взаимосвязь между характеристиками указанных феноменов.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что чем выше самоуважение человека, определяемое на основе показателей его самоотношения, тем более индивид мотивирован на успех.

В качестве задач исследования планировалось решить следующие:

1. Рассмотреть мотивационную структуру личности с точки зрения современной психологической науки.

2. Рассмотреть психологический феномен самоуважения и сходные с ним категории.

3. Спланировать и провести эмпирическое исследование по заявленной проблематике.

Проведенное нами исследование позволило придти к следующим выводам.

Мотивация суть динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Из рассмотренных в работе положений, касающихся мотивации, вытекает ряд следствий. Во-первых, рассматривая мотивацию как начало произвольного акта, нелогично говорить о произвольной и непроизвольной мотивации. Во-вторых, нет необходимости выделять «вырабатываемые в течение жизни мотивы», как это делают некоторые авторы. Мотивы всегда формируются в индивидуальной жизни человека, а не имеются в готовом виде уже при рождении. В-третьих, мотивы не могут действовать непроизвольно. В-четвертых, не может быть внешних и внутренних мотивов. Мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними (интероцептивными). Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов.

Исходя из вышеизложенного, также очевидно, что мотивационно-потребностная сфера личности зависит как от неких врождённых свойств и качеств (впрочем, о природе которых ведутся споры), так и от особенностей психосоциального развития личности. Отсюда можно сделать вывод о взаимосвязи мотивационной сферы личности с психологическим феноменом Я-концепции, в частности – с самоуважением, если принять точку зрения, что самоуважение относится к оценочному (эмоционально-оценочному) компоненту Я-концепции.

Проведённое нами эмпирическое исследование показало, что выдвинутая нами гипотеза – предположение о том, что чем выше самоуважение человека, определяемое на основе показателей его самоотношения, тем более индивид мотивирован на успех – нашла своё подтверждение в полученных результатах. Мы выявили тесные корреляционные взаимосвязи между указанными факторами, которые справедливы как для мужчин, так и для женщин.

Перспективой настоящего исследование является его проведение с использованием более расширенного набора методик.

Мотивация и самоуважение.
+7

Вертикальные вкладки