Введение
Глава 1. Художественные особенности изображения исторической эпохи в романе И.И. Лажечникова "Ледяной дом"
1.1. Романтический исторический роман 30-х годов и его модификации
1.2. Индивидуальный художественный стиль романов И.И. Лажечникова
1.3. «Ледяной дом» и проблема исторической истины.
Глава 2. Авторский стиль исторической прозы В.С. Пикуля на примере романа «Слово и дело»
2.1. Рецепция истории в романах В.С. Пикуля
2.2. Вымысел и реальность на страницах романа В.С. Пикуля "Слово и дело" и Лажечникова «Ледяной дом»
2.3. Авторский стиль В.С. Пикуля в романе «Слово и дело»
Глава 3. Сопоставительный анализ художественных образов романов В.С. Пикуля и И.И. Лажечникова
3.1. Герои романов В.С. Пикуля "Слово и дело" и И.И. Лажечникова "Ледяной дом"
3.2. Осмысление и оценка эпохи Анны Иоанновны в исторических романах В.С. Пикуля "Слово и дело" и И.И. Лажечникова "Ледяной дом"
3.3. Влияние романа И.И. Лажечникова "Ледяной дом" на роман В.С. Пикуля "Слово и дело"
Заключение
Список литературы
Исторический роман – сложнейший литературный жанр, требующий от писателя профессионализма, умения пользоваться всем богатством языка, глубины проникновения в изображаемую эпоху и языкового чутья, которых может добиться лишь настоящий художник слова.
Историческим роман присуща выразительность, яркость образов, которые в большой степени определяются их языком и стилем.
Воссоздавая колорит прошлого, автор исторического романа вводит в повествование определенные реалии (предметы обстановки, костюмы, оружие, утварь, характерные для той или иной эпохи), не может пройти мимо и такой важнейшей стороны культуры прошлого, как язык.
Языковой строй в историческом романе, языковая стилизация прошлого – так же, как и изображение быта, материальной обстановки, помогает создать у читающего ощущение дистанции времени, отделяющей его от описываемой эпохи. За длительный период развития в русле разных литературных направлений – сентиментализма, романтизма, реализма и др., − сложились свои устойчивые традиции в области языка и стиля исторического романа, выработались разнообразные методы и приемы воспроизведения речи изображаемых исторических эпох…
Мне кажется, русские люди с особой трогательностью и любовью относятся ко всему, что связано с историей нашей страны. Наверное, это потому, что мы еще сравнительно молодая нация и все исторические события как бы не очень отдалены от нас временем. Наша память о них свежа, и мы словно представляем себя участниками ярких событий родной истории. Большое значение в этом имеют художественные произведения. Например, мой любимый писатель Валентин Пикуль, на мой взгляд, обладает даром вводить своего читателя в живой мир истории.
Но с историей, к сожалению, связано у нас и много нравственных проблем. Есть такое понятие у русских — “Иван, не помнящий родства”. Таких “иванов” в наше время развелось много, и это очень тревожно. Ведь настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас особенно важно понять настоящее, потому что произошел великий исторический перелом в нашем обществе. Известный историк Б. А. Рыбаков отметил, что В. С. Пикуль “делает полезное дело” и что его книги сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к отечественной истории…