Организация профилактической деятельности социального педагога в работе с детьми коррекционной школы-интерната VIII вида (на примере коррекционной школы-интерната № 79 г. Москвы).

Организация профилактической деятельности социального педагога в работе с детьми коррекционной школы-интерната VIII вида (на примере коррекционной школы-интерната № 79 г. Москвы).

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Педагогика
Год выполнения: 
2011
Объем: 
40
Цена: 
4 000руб.
№ работы: 336

ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1.Коррекционная школа-интернат № 79 г. Москвы - учебно-реабилитационное учреждение VIII вида для детей и подростков 6
РАЗДЕЛ 2. Исследование профилактической деятельности социального педагога с умственно-отсталыми детьми. Разработка рекомендаций 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Актуальность. Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе вхождения в самостоятельную жизнь подрастающего поколения. В настоящее время лишь начинают складываться институты поддержки молодежи в ее взрослении. При этом традиционно основную функцию поддержки по отношению к молодому человеку выполняет его семья. Молодые люди, лишенные помощи семьи, зачастую оказываются в сложных житейских, бытовых, социальных обстоятельствах, что толкает молодежь на совершение антисоциальных действий.

Основная идея поднятой в работе проблемы – это ранняя профилактика социально опасного положения детей и семей,  раннее выявление ситуаций семейного и детского неблагополучия, которые могут привести к таким негативным явлениям, как правонарушения и преступления несовершеннолетних и в отношении самих несовершеннолетних, социальное сиротство. В этой связи важным выступает ранняя профилактика дивиантного поведения, целью которой является вовремя устранить причины (риски) детского неблагополучия, не допустить фактов социально опасного положения семей и детей.

Субъектами ранней профилактики в работе выступают умственно отсталые дети. 

Значительную часть своего периода детства человек проводит в образовательном учреждении. Образовательное учреждение – это второй по значимости после семьи,  а в ряде случаев главный,  институт формирования личности человека. Именно  школе отводится роль ранней профилактики девиантного поведения детей.

По данным криминологических исследований противоправное поведение появляется далеко не вдруг, ему предшествует серия поступков, которые расцениваются как аморальные, антиобщественные и которые говорят о деформации личности подростка. Ребенок еще не совершил преступления, но существуют «индикаторы», по которым можно сказать, что при определенных, неблагоприятных стечениях обстоятельств (давление группы сверстников, отсутствие средств к существованию и т.д.) этот несовершеннолетний может совершить противоправный поступок. Таким образом, если вовремя выявить ребенка «склонного к противоправным действиям», и провести с ним индивидуальную профилактическую работу, то возможно предотвратить преступление на самой ранней стадии. Необходимо направить усилия на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на поведение подростков, устранить источники возможных негативных влияний, компенсировать негативные последствия социальных процессов.

Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и  подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Раннее выявление несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве начального этапа профилактики.

Разработанность проблемы исследования. Исследование, проведенное в  работе, потребовало привлечения значительного количества источников и литературы.

Так, проблему социальной ситуации, в которой оказывается несовершеннолетний в образовательном учреждении – школе-интернате VIII вида, изучали такие исследователи, как Н. М, Щелованов, Н.М. Аксарина, М. Д. Ковригина, М. И. Лисина, И. А. Залысина, Т. М. Землянухина, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова, Т. А. Финашина, Э. Л.  Царегородцева и др. 

Проблемы детей, воспитывающихся в условиях традиционного детского дома или школы-интерната, в первую очередь связаны с их дальнейшей социальной адаптацией. Известно, что в условиях школы-интерната развитие личности и межличностных отношений детей происходит иначе, чем в семье, что объясняется ситуацией депривации. Воспитанники интернатных учреждений отличаются рядом особенностей, которые достаточно полно описаны в исследованиях A.M. Прихожан, Н.Н.Толстых, И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной. Нужно отметить, что эти работы освещают проблемы детей-сирот, которые не имеют выраженных интеллектуальных нарушений. Исследований, касающихся особенностей развития личности и межличностных отношений умственно отсталых детей-сирот немного.

Особенности личности и межличностных отношений умственно отсталых детей во многом определяют сложности их обучения и воспитания. Анализу этих особенностей посвящены работы Л.С.Выготского, С.Я.Рубинштейн, Я.Л.Коломинского и др. Необходимо отметить, что ситуация пребывания в школе-интернате для таких детей представляется еще более сложной. Последствия депривации в этом случае оказываются более выраженными и менее обратимыми. Социализация затруднена в большей степени.

Возможности реабилитации и социальной адаптации умственно отсталого ребенка, оставшегося без попечения родителей, в значительной степени определяются условиями окружения, обучения, воспитания.

Этому аспекту и посвящена данная  работа.

Целью данной  работы являлось исследование организации профилактической деятельности социального педагога в работе с детьми коррекционной школы-интерната VIII вида (на примере коррекционной школы-интерната №  79 г. Москвы).

 Согласно цели  работы были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать деятельность коррекционной школы-интерната VIII вида  как социального учреждения

2. Исследовать формы и методы работы социального педагога с детьми  коррекционной школы-интерната VIII вида.

3. Проанализировать деятельность коррекционной школы-интерната №  79 г. Москвы - учебно-реабилитационное учреждение  VIII вида для детей и подростков.

4. Исследовать профилактическую деятельность социального педагога с умственно-отсталыми детьми.

5. Выработать рекомендации в области совершенствования профилактической деятельности социального педагога с умственно-отсталыми детьми.

Объектом исследования явилась деятельность социального педагога.

Предмет исследования: деятельность социального педагога с детьми и подростками в коррекционной школе-интернате VIII вида.

Эмпирическая база исследования. В работе были использованы  следующие методы:

1) качественный анализ документов,

2) анкетирование,

3) экспертный опрос,

4) наблюдение.

Исследования проводилось в период с января 2009 г. по ноябрь 2009 г. на базе коррекционной школы-интерната  8 вида.

1. Объектом качественного анализа стали 6-ть видов документации, а именно, медицинской карты, выписок из медицинских карт, книг записей происшествий, специальных карт воспитанника, заключений психолого-медико-педагогической комиссии. Общий охват качественного анализа документов составил 180 документов.

2.В анкетировании приняли участие подростки в возрасте от 11 до 17 лет в количестве 30 человек.

Для проведения опроса воспитанников была разработана анкета, составленная из 11 открытых вопросов (См. приложение).

3. В экспертном опросе принял участие социальный педагог школы.

4. Метод наблюдения учебно-воспитательного процесса включил в себя исследование работы 11 учителей, 1 социального педагога.

Структура работы. Данная  работа содержит введение, два раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

В заключении работы подведем итоги.

1.Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам.

2.Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

На конец 2008 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

3.Коррекционные школы-интернаты созданы в целях социальной защиты больных детей. Так, гуманизация общества и совершенствование системы защиты прав человека должно включать развитие системы социальной, экономической и физической реабилитации особых групп населения. Одним из наиболее важных вопросов в этой области является формирование принципиально иного отношения к детям с особыми нуждами, в частности к детям с отклонениями в развитии.

4.В настоящее время в России 1,6 млн. детей (4,5% от их общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них только 540 тыс. детей получают необходимую образовательную поддержку в системе государственного образования. Учитывая, что в РФ в последние годы отмечается резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся детей, развитие системы учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми и их физическое воспитание имеет немаловажное значение.

5.В  работе исследовалась деятельность коррекционной  школы-интерната «Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 79».           

Коррекционная  школа-интернат VIII вида для детей и подростков решает следующие задачи в программе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии; создание необходимых условий для психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников; формирование  у воспитанников гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

Итак, традиционными формами обучения и воспитания детей-сирот, в том числе с нарушениями интеллектуального развития, в нашей стране являются детские дома и школы-интернаты. Последствием пребывания таких детей в условиях школы-интерната часто становится полная неспособность к самостоятельной жизни. В связи с этим, проблемы воспитания и реабилитации умственно отсталых детей-сирот приобретают в настоящее время особую актуальность в рамках деятельности социального работника.


Организация профилактической деятельности социального педагога в работе с детьми коррекционной школы-интерната VIII вида (на примере коррекционной школы-интерната № 79 г. Москвы).
+7

Вертикальные вкладки