Произвольная и волевая регуляция поведения подростков

Произвольная и волевая регуляция поведения подростков

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2013
Объем: 
42
Цена: 
1 100руб.
№ работы: 2767

Введение. 3

Глава 1. Теоретический анализ регулятивных характеристик деятельности человека и особенностей поведения и деятельности подростка. 5

1.1. Понятие о произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности  5

1.2. Особенности поведения и деятельности в подростковом возрасте  12

Выводы по 1 главе. 23

Глава 2. Эмпирическое исследование произвольной и волевой регуляции деятельности подростка. 26

2.1. Программа и методики исследования. 26

2.2. Результаты исследования. 31

Выводы по 2 главе. 35

Заключение. 37

Список литературы.. 38

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим. Детерминанты человеческого поведения, изучаемые в рамках современной психологической науки, имеют важное теоретическое и прикладное значение, так как их выделение и изучение делает потенциально возможным эффективное воспитание и контроль нормального развития личности, эффективную психокоррекционную работу с индивидом. К одним из таких детерминант и принято относить произвольность и волевой самоконтроль.
В наиболее общем случае произвольность - это способность к сознательной целенаправленности поведения и деятельности на основе опережающего психического отражения, а воля - это свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, проявляющееся в достижении сознательно поставленных целей.

Завершая настоящую работу, отметим следующее. Принято считать, что подростки характеризуются больше, чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Однако такой подход представляется нам несколько утрированным и надуманным, и это подтверждают изложенные выше теоретические сведения и эмпирические данные.

Подросток по определению более развитая личность, чем его товарищ более младшего возраста – младший школьник и дошкольник. Оснований считать произвольность и волю уникальными психическими процессами, характеризующимися онтогенетически обусловленным регрессом на определённых стадиях возрастного развития, на наш взгляд, довольно опрометчиво. Другое дело, что сама специфика подросткового возраста с эмоциональной и поведенческой (как следствие) нестабильностью делает затруднительным стойкие проявления произвольности и стереотипизированные волевые поведенческие акты.

Произвольная и волевая регуляция поведения подростков
+7

Вертикальные вкладки