Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения.

Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
45
Цена: 
500руб.
№ работы: 390

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы готовности ребёнка к школьному обучению 5
1.1 Сущность понятия «готовность к школьному обучению» 5
1.2 Специфика проявления готовности у выпускников детских дошкольных учреждений 10
1.3 Особенности готовности к обучению старших дошкольников 16
Глава 2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе 20
2.1 Организация и методы исследования мотивации учения 20
2.2 Анализ результатов 24
2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников 28
2.4 Анализ эффективности проделанной работы 36
Заключение 40
Список литературы 44

Актуальность проблемы исследования:

В современной России образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Разрабатываются специальные программы, законы поддержки образования. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления.

Но предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовностью к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.

Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе.

Большая роль отводится мотивации учения. Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками готовности составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребёнок учиться в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе интерес к учению непременно появиться. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, именно с ее помощью можно сформировать мотивацию учения ребёнка.

Цель исследования – выявить особенности психологической готовности к обучению в школе и оптимальные пути ее достижения.

Задачи исследования:

1. Исследовать понятие «готовность к школьному обучению».

2. Выявить специфику проявления готовности младших дошкольников к школьному обучению.

3. Провести анализ особенностей мотивационной готовности младших дошкольников к школьному обучению.

4. Обосновать исследование готовности дошкольникво к обучению в школе.

Объект исследования – психологическая готовность к обучению в школе.

Предмет исследования – особенности психологической готовности к обучению в школе и оптимальные пути ее достижения.

Анализ психолого-педагогической литературы и специфики проявления готовности у выпускников дошкольных образовательных учреждений показал:

1. Готовность к школе — понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Понятно, что готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому.

Проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Таким образом, под готовностью к обучению мы понимаем сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.

2. Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе. Меняют лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:

1) Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

2) Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

3) Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

При оценке итогового результата (готовность—неготовность к школе) ориентируются на соотношение результатов данного ребенка со средними данными по группе.

3. Однако опыт нашей жизни в последние годы дает совершенно иные примеры работы при подготовке детей к школе. В основном это три-четыре занятия продолжительностью 20-30 минут и чаще всего во вторую половину дня. В большинстве случаев фронтальная работа ведется без учета индивидуальных особенностей по единой программе в соответствии с требованиями конкретного ДОУ или даже отдельного воспитателя. Программа включает основы письма (или курсивное письмо), чтение (причем считается достижением определенная скорость), начала математики, кое-где иностранный язык. Дети, у которых есть трудности в произношении, иногда занимаются с логопедом. Такая подготовка не снимает проблем, которые могут возникнуть у ребенка в школе, а наоборот, может сформировать новые проблемы из-за нерациональной организации занятий, несоответствия требований, неадекватности задач, которые ставятся перед дошкольником.

«Готовность» становится ключевой проблемой, от решения которой во многом зависит перспектива развития школы, альтернативного обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Существующие методики диагностики «готовности» к школе классифицируют преимущественно внешние проявления и отдельные симптомы без учёта индивидуального развития ребенка, его здоровья, функционального состояния и т.п. Почти никогда не выделяется глубинная (первичная) причина, не разделяются первичные и вторичные дефициты развития, основное внимание уделяется симптомам.

Попытки выделить количественные характеристики качественных новообразований в функциональном развитии ребенка необходимы. Однако они не могут быть абсолютными, так как нельзя не учитывать индивидуальные особенности биологического развития и особенности биологического возраста.

Мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.

Любой педагог знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно придуманные методы и игровые приемы.

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагоги сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам воспитанников. Педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.

4. Для определения актуального уровня мотивационной готовности дошкольников мы провели констатирующий эксперимент. Анализ результатов показал, что только шесть ребят имеют мотивационную готовность к обучению в школе, что составляет всего 27,3 %. Остальные старшие дошкольники (72,7 %) представляют школу как что-то необходимое либо возможность поиграть и получить хорошую отметку.

5. Предложенные нами игры, основываются, прежде всего, на следующем: сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

6. Для определения эффективности предложенных нами упражнений мы провели вторичный констатирующий эксперимент, который выявил, что у девяти испытуемых, что составляет 40,9 % от общего числа респондентов, присутствует школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе. У семи старших дошкольников, что в процентном соотношении составляет 31,8 %, выявлена начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. Остальные шесть ребят (27,3 %) не проявляют интереса к школе, т. е. внутренняя позиция школьника не сформирована.

Сравнительный анализ двух констатирующих экспериментов показал, что мотивационная готовность к учению появилась у большего числа старших дошкольников, т. е. до начала формирующего эксперимента сформированность внутренней позиции наблюдалась у 27,3 % (шесть) ребят, то после проделанной работы - 40,9 % (девять). Первичный констатирующий эксперимент выявил, что у большинства испытуемых, а именно у шестнадцати респондентов (72,7 %), внутренняя позиция школьника не была сформирована. Вторичный констатирующий эксперимент показал, что только шесть ребят не проявляют интереса к школе, что составляет всего 27,3% от общего их числа.

Таким образом, мы делаем вывод, что эффективность нашей работы доказана.

Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения.
+7

Вертикальные вкладки