Психологический основы работы с группой.

Психологический основы работы с группой.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
55
Цена: 
600руб.
№ работы: 1360
Дополнительная информация: 
С приложением

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психологических источников, посвящённых проблеме межличностных взаимоотношений в группе 5
1.1. Межличностные отношения – социально-психологическая характеристика 5
1.2. Малые группы, их характерные особенности в работах отечественных и зарубежных учёных 13
1.3. Зависимость восприятий и оценки межличностных отношений от индивидуальных особенностей людей 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия и оценки межличностных взаимоотношений людей с разным социологическим статусом 28
2.1. Программа эмпирического исследования 28
2.2. Характеристика исследовательских методик 29
2.3. Ход и организация исследования, обработка полученных результатов и выводы по ним 35
Заключение 41
Литература 42


При анализе психологических особенностей работы с группой в необходимо учесть следующее. Особенности отношений между людьми в процессе межличностного взаимодействия относятся к одним из основных вопросов современной психологии.
Важнейшей особенностью деятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия. Социальное взаимодействие разворачивается на основе потребностей, реализуемых в двух основных видах указанного взаимодействия – общения и совместной деятельности.
Человек одновременно является и продуктом, и активным участником социального взаимодействия. В процессе общественной жизни у него формируется сложная многомерная система субъективно-личностных отношений, образующая так называемое «субъективное пространство», каждое из измерений которого суть определенный аспект социальных взаимоотношений в различных социальных группах – в семье, в учебном коллективе, на работе, в объединении по интересам и так далее.
В различных социальных группах человек играет различные социальные роли, обладает определённым социальным статусом, образующим статусный и ролевой набор личности. В целом очевидно предположить, что особенности социального взаимодействия индивида в указанных группах зависят от конкретного социального статуса и социальной роли. Далее в работе в основном пойдёт речь об общении как основе социального взаимодействия, и с нашей точки зрения, это оправдано, так как общение ведёт к совместной деятельности, а последняя без общения невозможна.
Вместе с тем в рамках исследования межличностных отношений в группе представляет определённый интерес проблема особенностей восприятия человека человеком (или социальной перцепции) у людей с различным социальным статусом. Здесь примем за рабочую основу исследовательской гипотезы то, что социальный статус личности можно отождествить с её социологическим статусом. Теоретическое описание данной проблемы, как правило, «разбросано» по материалам теоретических и эмпирических исследований. Эмпирических исследований взаимосвязи восприятия и оценки человеком партнеров по внутригрупповому социальному взаимодействию и его социологического статуса, на наш взгляд, недостаточно.
Целью настоящей работы является выявление особенностей восприятия и оценки межличностных взаимоотношений в группе у людей с разным социологическими статусом.
Объектом исследования являлись молодые люди - учащиеся высшей школы. Предметом исследования – восприятие и оценка ими межличностных взаимоотношений, а также их социометрический статус.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психологических источников, посвящённых проблеме межличностных взаимоотношений в группе.
2. Получение и анализ эмпирических данных, касающихся особенностей восприятия и оценки межличностных взаимоотношений людей с разным социологическими статусом.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что социометрический статус личности влияет на особенности восприятия и оценки человеком межличностных взаимоотношений.


Наша работа посвящена исследованию психологических основ работы с группой, одним из аспектов которых являются особенности внутригрупповых межличностных взаимоотношений.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что социометрический статус личности влияет на особенности восприятия и оценки человеком межличностных взаимоотношений.

Теоретическая часть работы позволила сделать следующий вывод. Конкретных данных, указывающих на особенности восприятия и оценки межличностных отношений людей с различным социометрическим статусом, не выявлено – информация, как правило, разбросана по материалам исследований. То есть дальнейшая разработка проблемы особенности восприятия и оценки межличностных отношений людей с различным социометрическим статусом носит актуальный характер.

В качестве частной гипотезы эмпирического исследования выдвинуто предположение, что между социометрическим статусом личности и особенностями восприятия и оценки человеком межличностных взаимоотношений, определённых у студентов высшей школы, существует статистически значимая взаимосвязь.

По результатам обследования студентов высшей школы нами достоверно установлено наличие статистически значимой взаимосвязи между социометрическим статусом личности и особенностями восприятия и оценки человеком межличностных взаимоотношений. Частная гипотеза эмпирического исследования подтверждена.

Следовательно, нашла свое подтверждение и общая гипотеза исследования. Предположение о том, что социометрический статус личности влияет на особенности восприятия и оценки человеком межличностных взаимоотношений, достоверно.

Психологический основы работы с группой.
+7

Вертикальные вкладки