Развитие произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
44
Цена: 
500руб.
№ работы: 394

Глава 1. Психолого-педагогические проблемы развития произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 5
1.1. Понятие о произвольности и сущность проблемы е ё развития в трудах отечественных и зарубежных психологов 5
1.2. Особенности развития произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 10
Глава 2. Организация эмпирического исследования особенностей развития произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 16
2.1. Процедура и объект исследования 16
2.2. Методы и методики исследования 17
3.3. Исследование особенностей развития произвольности у детей с ограниченными возможностями здоровья по завершении формирующего эксперимента 32
3.5. Обсуждение результатов исследования 37
Заключение 38
Литература 40
Приложение 43

Актуальность исследования произвольности является классической для психологических исследований. Недостаточное развитие произвольности этого качества личности создает ряд определенных трудностей не только в обучении, но и воспитании ребенка, особенно на ранних этапах онтогенеза. В частности, дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. В связи с этим большую значимость приобретает поиск новых эффективных средств развития произвольности именно в дошкольном возрасте.

В отечественной и зарубежной науке проблеме развития произвольности посвящено немало исследований. Особую сложность  данная проблема приобретает в связи с разнообразием количества причин нарушения произвольности у детей. Среди причин исследователи подчеркивают чаще всего, импульсивность, гиперактивность. Подобные случаи являются частыми, но не единственными, приводящими к нарушениям произвольности.

В рамках настоящей работы рассматриваются особенности  развития произвольности у воспитанников специализированных детских дошкольных учреждений. Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу своих особенностей – физических и психических – отличаются от своих обычных сверстников, поэтому требуют особого подхода во всем – в том числе и в развитии произвольности.

Недостаточное изучение проблемы с одной стороны и потребность в методическом обеспечении, составляют актуальность данного исследования.

Исходя из изложенного, целью настоящей работы будет являться изучение особенностей развития произвольности у детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих ДОУ специализированного типа.

В качестве объекта исследования выступят дети с ограниченными возможностями здоровья шестого и седьмого лет жизни, предмета исследования ‑ уровень развития произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве исследовательской гипотезы нами выдвинуты предположение о том, что создание специальной образовательной среды под руководством взрослого положительно влияет на развитие произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе исследования мы планировали решить следующие исследовательские задачи:

1. Теоретический анализ проблемы произвольности в современной психологической науке в целом и у детей с ограниченными возможностями здоровья в частности.

2. Планирование и проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня произвольности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Планирование и проведение формирующего эксперимента по развитию произвольности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью нашей работы было изучение особенностей развития произвольности у детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих ДОУ специализированного типа.

В качестве исследовательской гипотезы было выдвинуто предположение о том, что создание специальной образовательной среды под руководством взрослого положительно влияет на развитие произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенные нами теоретическое исследование, а также констатирующий и формирующий эксперименты по развитию произвольности у детей с ограниченными возможностями здоровья позволил придти к следующим выводам.

1. Как показал Л. С. Выготский, истоки произвольности ребёнка лежат не внутри его организма и не в его индивидуальной деятельности, а в отношениях ребёнка со взрослым. Это положение стало традиционным для отечественной психологии. Однако в большинстве исследований взрослый выступает как носитель средств деятельности (знаков, норм, способов, правил и пр.). При этом полагается, что мотивы деятельности ребёнка возникают спонтанно, в его индивидуальном опыте. Но взрослый выступает для ребёнка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как живое олицетворение новых мотивов, которыми ребёнок ещё не владеет, но до которых он может подняться с помощью взрослого. Однако способ передачи смысловых уровней имеет свою специфику: здесь невозможно прямое обучение или усвоение через подражание. Можно полагать, что в этой сфере действуют другие механизмы, которые предполагают не только «активность присвоения» со стороны ребёнка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого, т. е. его субъективную включённость. Поэтому в центре внимания в данной работе находится не только активность ребёнка, но и характер, и содержание обращённости взрослого. Отсюда правомерен вывод о том, что для развития произвольности ребенка дошкольного возраста важным является не просто процесс взаимодействия со взрослым, а специально организованный процесс, в котором взрослый занимает активную субъективную позицию. Таким и является формирующий эксперимент.

2. Специально организованное учебное пространство является непременным условием развития произвольности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает и теоретическое исследование, и результаты констатирующего этапа эксперимента, вне такого пространства ребенок в силу обусловленного органическими дефектами дизонтогенеза развития просто не способен эффективно воспринять ни неявно адресованного ему действия взрослого, несущего одновременно и мотивирующий, и операциональный моменты, ни осуществить эффективное речевое опосредование инструкций взрослого. То есть обыденная, повседневная жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья учит мало, ведь и произвольное внимание у него развито слабо. При этом ребенок с ограниченными возможностями здоровья способен к эффективному развитию собственной произвольности с помощью специально направленной помощи взрослого, что и доказывает наш эксперимент.

Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение в его результатах.

Развитие произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
+7

Вертикальные вкладки