Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

Тип работы: 
Реферат
Предмет: Философия
Год выполнения: 
2012
Объем: 
19
Цена: 
300руб.
№ работы: 401

Введение 1
1. Проблема особенностей социально-гуманитарного познания в системе научно-познавательной деятельности 2
2. Роль философии в формировании научных знаний об обществе. Связь социально-гуманитарного познания с социальным управлением 4
Заключение 6
Список использованной литературы 6

Познание как форма духовной деятельности, как воспроизводство знаний о мире существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-историческое знание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни и практики людей. Полученные  при этом знания  носили хотя и первичный, но хаотический характер, представляя собой  просто  набор сведений, правил, норм поведения.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Цель данной работы – охарактеризовать понятие социально-гуманитарного познания и роль философии в формировании научных знаний об обществе.

Задачами данной работы являются:

  1. Рассмотреть понятие социально-гуманитарного познания.

  2. Рассмотреть роль философии в формировании научных знаний об обществе.

Предмет исследования: философия.

Объект исследования: социально-гуманитарное познание.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Обращение к истории познания позволяет установить их связь, взаимовлияние, подверженное, конечно же, историческим изменениям. Не вдаваясь в подробности вопроса о взаимоотношениях философии и науки (поскольку об этом уже говорилось), сделаем следующее заключение: философское познание  выполняет ряд важнейших функций: обобщения, интеграции, синтеза всех накопленных человечеством знаний, в том числе и научных, обо всех явлениях и всех областях реальности; философия открывает связи, взаимодействие основных  сфер бытия, о которых говорилось выше. Опираясь  на принципы рационального миропонимания, философская мысль группирует житейские практические наблюдения различных явлений,  формулирует общие положения об их природе, возможных способах познания.

В социально-гуманитарном познании объект не только познается, он еще и оценивается с точки зрения познающего субъекта, его идеалов, эталона, норм. В экспериментальном познании познающий субъект приобретает независимые от него факты. В гуманитарном – субъект, его воля, избирательная активность, приоритеты, интуиция, иррациональное начало являются основными, а потому субъект включен в результат познавательной деятельности. Риккерт отмечает, что «отделаться» от присутствия субъекта в предмете социального познания нельзя. Главная задача этой формы познания – понять чужое «Я» не в качестве объекта, а как другого субъекта, как субъективно-деятельное начало.

Социально-гуманитарное познание отличается от естественных наук и своей целью: в естествознании ею является необходимость что-то узнать и объяснить, в гуманитаристике знание не только что-то объясняет, оно также служит цели оправдать, усилить, укрепить или, напротив, изменить существующие общественные отношения и структуры. Знание здесь формирует жизненную позицию, принадлежащую познающему субъекту, оно проходит сквозь призму субъект-субъектных отношений.

Социальные-гуманитарные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь.

Социально-гуманитарные методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов.

 

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
+7

Вертикальные вкладки