Теория разделения властей

Теория разделения властей

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Политология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
35
Цена: 
450руб.
№ работы: 1338

Введение 3
1.Основные положения теории разделения властей 5
1.1.Термин разделение властей 5
1.2.Принцип разделения властей в системе правовой науки 7
1.3.Содержание принципа разделения властей 8
2.Теория разделения властей на практике 20
2.1.Разделение властей в системе признаков демократического режима 20
2.2. Теория разделения властей в российской действительности 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Парламентская Ассамблея Совета Европы признала принцип разделения властей основной частью общепринятых конституционных традиций Европы, стандартов Совета Европы и «врожденной особенностью демократической инсти¬туциональной системы».
Все чаще исследователи и практики отмечают общерас¬пространенность этого принципа. Например, Л. Гарлицкий утверждает, что «почти все демократии в современном мире основывают конструкцию своих центральных органов власти на принципе разделения властей».
Почетный профессор Эдинбург¬ского университета Э. Брэдли отмечает, что в каждом государстве взаимодействие между основными государственными институтами является ключевым вопросом. Однако не во всех государствах этот принцип получил признание в конституционной доктрине и практике, а в тех государствах, где данный принцип закрепился и при¬знается, его понимание всегда свое, самобытное.
В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема «теория разделения властей» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных правовых дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «теория разделения властей».
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «теория разделения властей» определяют несомненную новизну данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «теория разделения властей» в современной юридической науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Цель данной работы – охарактеризовать содержание теории разделения властей.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать основные положения теории разделения властей.
2. Рассмотреть практическое применение теории разделения властей .
Предмет исследования: теория государства и права.
Объект исследования: теория разделения властей.
Структура работы: данная контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Разделение власти - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Некоторые европейские страны, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституция США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципвльными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации.
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая система сдержек и противовесов.

Теория разделения властей
+7

Вертикальные вкладки