Трагическое и комическое в драматургии Булгакова

Трагическое и комическое в драматургии Булгакова

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Иностранные языки и языкознание
Год выполнения: 
2011
Объем: 
69
Цена: 
4 500руб.
№ работы: 1039

Введение 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ КРУШЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ПЬЕСЕ «ДНИ ТУРБИНЫХ» ПРИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВИРОВАННОСТИ ЕЕ ИДЕАЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ 11
1.1 Исторические факты и обстоятельства концентрации исторического катаклизма, феномен и конец национальной исторической катастрофы 11
1.2 Трагическое и героическое в личности и судьбе Алексея Турбина 19
1.3 Тема любви в пьесе 24
ГЛАВА II. ДУХОВНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ИСТОРИЧЕСКОГО КАТАКЛИЗМА (ПЬЕСА «БЕГ») 30
2.1 Правда и ложь в позиции Хлудова 30
2.2 Трагедия эмиграции в пьесе «Бег». Исторические аспекты возникновения и развития белого движения и первой эмигрантской волны 33
2.3 Комизм в изображении отрицательных персонажей (Корзухин, Артур Артурович) 43
ГЛАВА III. ФОРМЫ КОМИЧЕСКОГО В ПЬЕСЕ «БАГРОВЫЙ ОСТРОВ» 50
3.1 Критика идеологических и эстетических штампов при разработке историко-революционной темы в советском искусстве 50
3.2 Театральный быт и нравы 20-30 годов в освещении М.А.Булгакова 56
Заключение 64
Библиографический список 66

Рубеж XIX-XX в. дал мощный толчок к развитию русской культуры, одним из проявлений которого был расцвет русского театра. Возникновение новых театральных теорий материализовалось в драматургии и театральной практике. Как драматург, Булгаков в целом близок к мастерам театра этого периода (Ф. Сологубу, Л. Андрееву), но наибольшую типологическую близость его взгляды на природу театра и художественная практика имеют с наследием Н. Евреинова, чье творчество и теоретические работы знал и ценил писатель.
По своей сути театр расположен на границе реальности и иллюзии. Эта театральная амбивалентность является существенным элементом всего творчества Булгакова. В нем он выражал недоверие к окружающей его действительности, сомнение в правильности новых социальных преобразований. С помощью условного театрального языка автор мог изображать множественность взглядов на советскую действительность и отображать сосуществование сущего (реальности низшего типа) и мыслимого (реальности фантастической, «сюрреальности»).
В связи с этим неверно представление о том, что М. Булгаков был по эстетическим позициям лишь «узким реалистом», не воспринимавшим ценности и достоинства другой театральной эстетики. В его драматургии театральная амбивалентность реализуется в особенностях метатеатральной поэтики. Обязательное присутствие зеркальности в произведениях автора стало проявлением игрового начала его драматургии.
Анализ булгаковской драматургии раскрыл всё расширяющуюся значимость этого приема: от прикладного театрального приема до одного из постулатов авторской онтологии Булгакова.
Кроме необычности темы социально-исторического крушения дворянской интеллигенции, ракурса изображения героев, в «Днях Турбиных» поражала лирическая окрашенность сценического действия, особая атмосфера, наполненная сочувствием к интеллигентным людям, чей привычный уют был взорван революционной бурей. Глубинный смысл пьесы - с ее сочувствием к интеллигентным людям и отрицанием грубого, кровавого разгула петлюровщины.
По цензурным соображениям в «Беге» речь идет о белой идее. Однако с тем же успехом образ Хлудова можно спроецировать на любую другую идею, коммунистическую или даже христианскую. В «Беге» Булгакову удалось мастерски слить воедино гротеск и трагедию, жанры высокий и низкий.
М.А. Булгаков в своих драматургических произведениях предстает в нескольких ипостасях: драматурга, режиссера и актера, который исполняет сразу несколько ролей. Если в пьесах «для домашнего пользования», которые Булгаков сочинял в юности, в основном обыгрывались события жизни семьи, то в данном случае материалом осмысления становился чужое и чуждое - театр внешней жизни, театр истории и собственная в нем роль. Постепенно игра приобретает все более серьезный, даже рискованный характер. В ней выражается диалог художника со временем.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи проработаны.

Трагическое и комическое в драматургии Булгакова
+7

Вертикальные вкладки