Влияние особенностей когнитивных процессов на тревожность школьников 5 класса

Влияние особенностей когнитивных процессов на тревожность школьников 5 класса

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
44
Цена: 
500руб.
№ работы: 366

Введение 3
Глава 1. Изучение когнитивных процессов (мышления и памяти) школьников пятого класса в современной психологической науке 6
1.1. Мышление и память как когнитивные процессы 6
1.2. Возрастные особенности школьников пятого класса средней школы 15
1.3. Проблема повышения уровня тревожности у школьников 5 класса средней школы 16
Глава 2. Организация эмпирического исследования взаимосвязи уровня развития мышления и памяти и уровня тревожности у школьников 5 класса средней школы 20
2.1. Процедура и объект исследования 20
2.2. Методы и методики исследования 22
Глава 3. Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня развития мышления и памяти и уровня тревожности у школьников 5 класса средней школы 27
3.1. Исследование особенностей развития мышления у школьников 5 класса средней школы 27
3.2. Исследование особенностей развития памяти у школьников 5 класса средней школы 29
3.3. Исследование уровня тревожности у школьников 5 класса средней школы 31
3.4. Обобщённый результат исследования 36
3.5. Дифференцированный результат исследования 37
Выводы по исследованию 39
Заключение 41
Литература 43

Актуальность рассматриваемой проблемы подчёркивается следующим. Проблема адаптации ребёнка к школе отнюдь не исчерпывается его приходом в первый класс. Существуют и другие адаптационные ступени, ведь десять лет обучения – это для ребёнка крайне продолжительная дистанция. Необходимость адаптации маленького человека в процессе его школьного обучения связана с его непрекращающимся личностным ростом и индивидуально-психологическим развитием, большая часть которого как раз приходится на период школьного обучения. И одним из адаптационных рубежей как раз является переход на средний уровень обучения, то есть в пятый класс.

Е.Г.Коблик отмечает, что переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Автор указывает, что результаты четырехлетних наблюдений (в данном обследовании приняло участие около 400 пятиклассников) свидетельствуют о повышении показателей общей тревожности в школе в начале года. В среднем, по данным Е.Г.Коблик, не более 65% учеников 5-х классов имеют нормальные значения по этому показателю. При этом автор утверждает, что наиболее высокими являются показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих, и делает вывод о том, что степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать[1].

Таков достаточно типичный подход современных педагогов и психологов к проблеме тревожности у детей пятого класса средней школы, целиком базирующийся на анализе изменений внешних условий жизни пятиклассника и соответственно меняющегося отношения взрослого к нему. Мы не будем полемизировать с данной точкой зрения ввиду её очевидной объективности, но не преминем отметить, что она отнюдь не является исчерпывающей.

В частности, «за кадром» исследований остаётся проблема влияния на уровень школьной тревожности объективных показателей его индивидуально-психологического развития, в частности - уровня развития отдельных когнитивных процессов. Вместе с тем, представляется обоснованным, что более высокий уровень их развития делает пятиклассника более уверенным как раз в тех областях, в которых страх является возрастной приметой ‑ страх самовыражения, страх оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих. И хоть тревожность и будет присутствовать, но уровень её выраженности у более развитого в когнитивном плане пятиклассника будет существенно ниже.

Исходя из изложенного, целью настоящей работы будет являться исследование особенностей некоторых когнитивных процессов школьников с точки зрения их влияния на уровень тревожности последних при их переводе в пятый класс средней школы.

В качестве объекта исследования выступят школьники пятого класса средней школы, предмета исследования ‑ особенности когнитивных процессов и уровень тревожности у них.

В качестве исследовательской гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что низкие показатели уровня развития когнитивных процессов оказывают негативное влияние на уровень тревожности у школьников пятого класса.

В ходе исследования мы планировали решить следующие исследовательские задачи:

1. Теоретический анализ проблемы мышления и памяти в современной психологической науке.

2. Анализ возрастных особенностей и объективной ситуации развития школьников пятого класса.

3. Определение индивидуальных особенностей развития вербально-логического мышления, памяти и уровня тревожности у школьников пятого класса, а также их эмпирической взаимосвязи.

[1] Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе – М.: Генезис, 2007.

Чем, на наш взгляд, интересен пятиклассник с точки зрения его возрастных индивидуально-психологических особенностей, так это тем, что он находится как будто на границе двух возрастных рубежей – младшего школьника и младшего подростка. По уровню развития большинства психических процессов (когнитивных в том числе) он ещё недалеко ушёл от  младшего школьника, пубертатный период и связанный с ним гормональный взрыв – это его пусть близкое, но всё-таки будущее. Вместе с тем он уже столкнулся в своей недолгой школьной жизни с резким изменением внешних условий обстановки и жизнедеятельности, к нему предъявляются незнакомые и повышенные по сравнению с прошлым годов требования, уют сектора или здания начальных классов сменился бурлящим котлом общешкольной жизни со страшными старшеклассниками и незнакомыми взрослыми, он многого не понимает, растерян и смущён. Отнюдь не удивительно, что он испытывает повышенную тревожность, особенно – в начале учебного года.

Однако мы знаем, что психическое состояние, фиксируясь во времени, может превратиться в психическое свойство[1]. Кажущаяся нам естественной тревожность может перерасти в фактор школьной дезадаптации. И отсутствие работы с ребёнком в этот сложный период его жизни может привести к тому, что ребёнок по причине фиксированной тревожности и её поведенческих последствий перейдёт в разряд педагогически запущенных.

Мы убедились, что большинство авторов рассматривает адаптацию пятиклассника к средней ступени общеобразовательной школы как помощь в преодолении им объективных трудностей, связанных с изменением условий жизнедеятельности. Проблеме влияния на уровень тревожности особенностей индивидуально-психологического, в частности – когнитивного развития, уделяется значительно менее пристальное внимание.

Исходя из высокой актуальности указанной проблемы, нами было проведено исследование на тему «Влияние особенностей развития когнитивной сферы на уровень тревожности у школьников при переводе их в пятый класс средней школы».

Целью нашей работы было исследование особенностей некоторых когнитивных процессов школьников с точки зрения их влияния на уровень тревожности последних при их переводе в пятый класс средней школы.

В качестве исследовательской гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что низкие показатели уровня развития когнитивных процессов оказывают негативное влияние на уровень тревожности у школьников пятого класса.

Исходя из полученных в ходе исследования данных и их обработки, мы полагаем, что гипотеза настоящего исследования полностью подтверждается его результатами. Более низкий уровень развития когнитивных процессов у школьников пятого класса действительно негативно сказывается на уровне развития тревожности у них.

Перспективой настоящей работы является углубленный анализ по заявленной проблематике на более широкой выборке с обработкой результатов с использованием методов математической статистики.

[1] См.: Психическое свойство // http://www.edudic.ru/psh

Влияние особенностей когнитивных процессов на тревожность школьников 5 класса
+7

Вертикальные вкладки