Влияние особенностей развития когнитивной сферы на уровень тревожности у школьников при переводе их в пятый класс средней школы.

Влияние особенностей развития когнитивной сферы на уровень тревожности у школьников при переводе их в пятый класс средней школы.

Тип работы: 
Отчёт по производственной практике
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
22
Цена: 
300руб.
№ работы: 385

Введение.
Информационные карты по диагностическим методикам.
Анализ результатов исследования.

Заключение. Обсуждение полученных результатов

Практика проходила в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа №9» в городе Сосновый Бор Ленинградской области.

Директор школы – заслуженный работник образования РФ Шаталова Валентина Егоровна.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе:

Скуматова Елена Геннадиевна,

Смирнова Лариса Геннадиевна,

Кузнецова Людмила Васильевна.

Психолог школы Толстых Лариса Александровна.

Тема: Влияние особенностей развития когнитивной сферы на уровень тревожности у школьников при переводе их в пятый класс средней школы.

Цель: Исследование особенностей некоторых когнитивных процессов школьников с точки зрения их влияния на уровень тревожности последних при их переводе в пятый класс средней школы.

Предмет: особенности когнитивных процессов и уровень тревожности.

Объект: Школьники пятого класса.

Гипотеза: Низкие показатели уровня развития когнитивных процессов оказывают негативное влияние на уровень тревожности у школьников пятого класса.

Задачи:

1. Определение индивидуальных особенностей развития вербально-логического мышления у школьников пятого класса.

2. Определение индивидуальных особенностей развития памяти у школьников пятого класса.

3. Исследование уровня школьной тревожности у школьников пятого класса.

Наше исследование было посвящено выявлению взаимосвязи между уровнем развития некоторых когнитивных процессов у школьников 5 класса и уровнем их тревожности.

Целью нашей работы было исследование особенностей некоторых когнитивных процессов школьников с точки зрения их влияния на уровень тревожности последних при их переводе в пятый класс средней школы.

В качестве исследовательской гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что низкие показатели уровня развития когнитивных процессов оказывают негативное влияние на уровень тревожности у школьников пятого класса.

Данные по обследованию 18 детей – школьников 5 класса по примененным нами методикам позволили придти к следующим выводам.

Полученными данными мы выявили определённые различия в характеристиках таких когнитивных процессов, как мышление и память, у детей с более высоким и более низким уровнем тревожности. То есть мы констатируем тот факт, что дети, входящие в «группу риска» по тревожности как фактору развития школьной дезадаптации, по данным нашего исследования демонстрируют следующие особенности развития некоторых когнитивных процессов.

К особенностям развития мышления у таких детей относится то, что вербально-логическое мышление у них находится на значительно более низком уровне развития по сравнению с их сверстниками с меньшим уровнем тревожности (средние оценки по группам 13,625 баллов против 24,6). Учитывая, что вербально-логическое (словесно-логическое) мышление определяется как один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий и логических конструкций, функционирующий на базе языковых средств и представляющий собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления[1], можем предположить, что данные школьники испытывают затруднения с требуемым уровнем вербализации и понимания речи для более успешного освоения школьной программы по сравнению со своими менее тревожными сверстниками. Это – фактор развития ситуативной тревожности (а мы измеряли, по сути, именно её). По этому же поводу ещё отметим следующее. Запаздывание в уровне развития  вербально-логического мышления, на наш взгляд, также ведёт к определённым затруднениям в общении со сверстниками, с более старшими детьми и со взрослыми (как в школе, так и дома). Это тоже не может не сказаться на том, что у подобных детей растёт тревожность как ситуативная реакция, связанная с актуальным психологическим состоянием, в ответ на нарастающее непонимание их со стороны других и невозможность связанно изложить свои проблемы.

Дети, входящие в «группу риска» по тревожности как фактору развития школьной дезадаптации, по данным нашего исследования, также демонстрируют более низкий уровень развития памяти. Им для запоминания 10 слов требуется 4,5 предъявления против 3 у их менее тревожных сверстников. А уровень развития памяти также непосредственно влияет на уровень освоения школьной программы.

То есть более тревожные дети хуже вербализуют, хуже запоминают, и, как следствие, потенциально хуже будут осваивать программу пятого класса средней школы с более возросшим количеством специализированных предметов (или, как вариант, им на успешное освоение школьной программы надо больше усилий).

Исходя из изложенного, мы полагаем, что гипотеза настоящего исследования полностью подтверждается его результатами. Более низкий уровень развития когнитивных процессов у школьников пятого класса действительно негативно сказывается на уровне развития тревожности у них.



[1] Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

Влияние особенностей развития когнитивной сферы на уровень тревожности у школьников при переводе их в пятый класс средней школы.
+7

Вертикальные вкладки