Зависимость сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка.

Зависимость сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка.

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
48
Цена: 
4 500руб.
№ работы: 370
Дополнительная информация: 
с приложением.


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы зависимости сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка 6
1.1 Подростковый кризис как психологический феномен 6
1.2 Проблемы воспитания ребенка в современном обществе 11
1.3 Место ребенка в культуре, образе жизни и методах воспитания: традиционная культура и современность. Естественное родительство 17
Глава 2. Экспериментальное изучение зависимости сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка 22
2.1 Организация экспериментального исследования. Выборка и методы исследования 22
2.2 Организация и проведение экспериментальной работы 25
2.3 Результативность экспериментального изучения зависимости сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка 27
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложения 40

В настоящее время большое внимание уделяется семье и формированию в ней ребенка как полноценной социально адаптированной личности. Семья является для ребенка на всех этапах его жизни первым институтом социализации, в ней он учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Это группа людей разного возраста, разного пола, и поэтому приобретение подростком опыта общения подобного плана является очень важным. Влияние семьи на подростка имеет специфический характер - это обусловлено прежде всего задачами формирования подростка и осознания его собственной идентичности. Особенностью подростка в этот период является одновременное наличие двух типов потребностей: потребности в автономии от родителей и самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семье.

Влияние семьи является разноплановым и затрагивает разные стороны личности подростка (аффективную, когнитивную, поведенческую) и непрерывным. Характер складывающихся взаимоотношений и степень их воздействия зависят от множества факторов, в их числе индивидуальные особенности подростка, его активность внутри семьи и общие семейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так и психосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейного воспитания. Иногда накопленный опыт общения, родительских ошибок и просчетов приводит к возникновению у подростка комплекса личных проблем. Бывает и так, что социальный опыт, получаемый в семье, не всегда продуктивно перерабатывается и усваивается подростком в силу его возрастных особенностей. Личные проблемы подростка часто являются причиной его девиантного поведения, поэтому так важно понимать, что источником их возникновения являются в первую очередь детско-родительские внутрисемейные отношения.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью практической психологии в выявлении условий эффективной коррекции сложно проходящего подросткового кризиса и дефицитом теоретических исследований по данной проблеме. Это противоречие определило проблему нашего исследования: зависимость сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка.

Цель нашего исследования – выявить особенности зависимости сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка.

Объект исследования – коррекция сложно проходящего подросткового кризиса.

Предмет исследования – зависимость сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

На основании анализа теоретической литературы по проблеме исследования охарактеризовать подростковый кризис как психологический феномен.

Проанализировать психологические исследования по проблеме стратегий воспитания ребенка в современном обществе и факторов их возникновения.

Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей зависимости сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка.

Гипотеза исследования: в нашей работе мы исходили из предположения о том, что существует взаимосвязь между зависимостью прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка, это подтверждает нашу гипотезу.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
  2. Методы экспериментального исследования:

а) диагностические методы:

 Методика 1. «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям»

Методика 2. Тест «Забота родителей о ребенке»

Методика 3. «Какой Я?»

б) методы формирующего эксперимента: игры и упражнения в тренинговой работе, техники психологического консультирования.

3. Методы качественного и количественного анализа данных.

Методологическая основа исследования:  в нашей работе мы опираемся на:

  • теорию становления личности, разработанную в современной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, А. Адлер, Д. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, К.Г. Юнг),
  • теорию семейных отношений и детско-родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.С. Варга, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер).

Научная новизна исследования: в  работе на основании экспериментального исследования выявлены условия эффективности коррекции сложно проходящего подросткового кризиса,  раскрыто содержание и основные направления этой работы.

Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в образовательных учреждениях, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением детей подросткового возраста.

В экспериментальном исследовании также выявилась прямая зависимость сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка: оно определяется отношением родителя к нему. Данные диагностические методики были проведены с целью выявления у подростков проблем в возрастной кризисной ситуации, которая показала, что:
1. для подростков с бурно протекающим кризисом характерны низкая самооценка, высокая степень импульсивности, закрытость, ощущение свей семьи недостаточной, ущербной, в некоторой степени проявляется агрессия по отношению к окружающим;
2. для подростков с незначительными признаками подросткового кризиса характерны более высокая самооценка, любознательность, стремление к общению, лидерству;
3. у кризисных подростков родители проявляют сверхавторитет, подавляют сексуальность и стремятся ускорить развитие своего ребенка;
4. у подростков с незначительными признаками подросткового кризиса родители проявляют большую уверенность, стабильность в воспитании детей, полагаясь не только на себя, но и на супруга.
Данные результаты были доказаны с помощью ранговой корреляции Спирмена. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию подростков, а это значит, что существует взаимосвязь между сложностью прохождения подросткового кризиса и стратегинй воспитания ребенка, это подтверждает нашу гипотезу.

Зависимость сложности прохождения подросткового кризиса от стратегии воспитания ребенка.
+7

Вертикальные вкладки