ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР (МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ) 6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.. 6
1.2. ЭТИОЛОГИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.. 9
1.3. СИМПТОМАТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.. 13
1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.. 19
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 31
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ.. 34
2.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПОТРЕБЛЕНИЯ СРАВНЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОНР. 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ) 43
3.1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 43
3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПОТРЕБЛЕНИЮ СРАВНЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОНР. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
ЛИТЕРАТУРА.. 63
Актуальность темы исследования. Категория сравнения является объектом изучения языкознания, лингвистики, психологии и других наук и представляет собой простейшую форму образной речи.
Сравнения - это грамматически оформленное образное сопостановление двух явлений, целью которого является выделение важного для говорящего признака объекта речи. Данное языковое явление находит отражение на разных уровнях: морфологическом, лексическом, синтаксическом; оно может быть различно и по своей структуре. Среди большого разнообразия сравнений чаще всего выделяют следующие формы: простое, отрицательное, степенное, развернутое.
Проблема усвоения детьми сравнений нашла свое отражение в работах Н.М. Голевой, Е.В. Савушкиной, В.И. Малининой и других...
Анализ имеющейся литературы по теме исследования показал, что словарь у детей с ОНР характеризуется маленьким объемом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, распространенностью вербальных парафазий. Однако особенности использования сравнения дошкольниками с ОНР недостаточно исследованы, что и определяет актуальность данного исследования.
С целью выявления особенностей использования сравнений была определена методика исследования, включающая изучение использования сравнений, в которых актуализируется сопоставление по разным основаниям; актуализируется сопоставление по признаку; актуализируется сопоставление по действию; актуализируется сопоставление по признаку в условиях предъявления в более широком контексте; актуализируется сопоставление по действию в условиях предъявления в более широком контексте...