ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР. 7
1.1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА.. 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.. 15
1.3. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА». 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 24
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 24
2.2. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ.. 25
2.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 42
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ.. 42
3.2. ОБСУЖДЕНИЕ. 42
ВЫВОДЫ.. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 60
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 64
Актуальность темы исследования. Обращение к проблемам развития личности в деятельности обусловлено приоритетностью ценностного отношения к человеку. Процесс оценки профессионала сложный, многоаспектный. Его структура должна включать характеристики и профессии, и человека, специфичные конкретному труду. Так как изучение субъектно-объектных взаимосвязей, складывающихся в деятельности профессионала, наиболее полно и адекватно может раскрыть и индивидуальные особенности специалиста, и уровень его готовности, и причины, осложняющие его работу. Кроме того, этот процесс нужно строить с учетом целого ряда разнообразных и в то же время взаимосвязанных оснований, обусловливающих организацию его планирования и проведения. Бесспорный интерес представляют работы, в которых в тесной связи с психологическим анализом профессиональной деятельности человека рассматривается проблема смысла жизни. Раскрывается особое отношение специалиста высокой квалификации к своему труду...
Т.о. основные методологические принципы и подходы, на которые следует опираться при обосновании и определении составляющих и структуры психологических ресурсов профессионального развития и профессионализма как интегрального качества человека:
1. Системный подход, отражающий законы взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов системы «человек-профессия». Научная идеология системного подхода обусловливает необходимость изучения индивидуального потенциала профессионального развития как системного свойства, которое образуется в связи с включением и в результате включения человека в деятельность. Изучение объекта с позиций системного подхода в общем случае требует его рассмотрения одновременно в нескольких планах.
Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого с объектами того же класса...