Введение. 3
Глава 1. Функции школьного учебника как предмет педагогического исследования 5
1.1 Становление и развитие теоретических представлений о советской школьной учебной книге. 5
1.2 Основные положения теории школьного учебника. 9
Глава 2. Методический аппарат школьного учебника. 16
2.1 Требования к учебно-методическому аппарату учебника. 16
2.2 Требования к современному учебнику как основному средству обучения 22
2.3 Новое поколение учебников – основной фактор обеспечения качества общего среднего образования. 25
Заключение. 32
Список литературы 34
Учебник, являясь главным средством обучения, играет важную роль в процессе обучения и остается предметом изучения в дидактике. Проблема школьного учебника имеет несколько аспектов рассмотрения. Выдвижение задачи повышения эффективности обучения, усиление внимания к процессуальному аспекту учебника как целостной педагогической системы требует дальнейшей разработки проблемы управления познавательной деятельностью учащихся. Это, в свою очередь, связано с выяснением ряда вопросов теории построения школьного учебника, понимания его многофункционального назначения, связей между функциями и структурой, его структурными компонентами, рассмотрением его методических средств.
К ним относятся инструктивно-методические материалы, рекомендации, комментарии, приложения, справочные материалы, система заданий, вопросов, иллюстраций и другие материалы, составляющие дидактический аппарат учебника.
Анализ применения школьных учебников в учебном процессе показывает, что, с одной стороны, имеющиеся в нем средства (введение, приложения, указатели) недостаточно используются учащимися в их работе. С другой стороны, для полноценного использования учебника учащимися необходимо сводить в него дополнительные средства (пояснения, памятки, инструкции, программы и планы действий).
С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения.
Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.