Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы кредитования малого бизнеса. 6
1.1 Сущность малого бизнеса, источники финансирования деятельности малых предприятий. 6
1.2 Место кредитов малого бизнеса в активах российских банков. 6
1.3 Факторы, влияющие на развитие банковского кредитования малого бизнеса в России. 12
Глава 2. Особенности кредитования малого бизнеса. 25
2.1 Виды кредитов, предоставляемых предприятиям малого бизнеса, условия их предоставления и формы обеспечения. 25
2.2 Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса. 25
2.3 Перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса в России 49
Заключение. 67
Список использованной литературы.. 72
Приложения 75
Актуальность темы. В настоящее время среди заемщиков наблюдается рост численности производственных компаний, работающих в области строительных материалов, услуг в области дошкольного образования – частных детских садов, специальных образовательных центров для детей, сельхозпредприятий и предприятий общественного питания – кафе, ресторанов, фабрик-кухонь. Несколько изменился и образ индивидуального предпринимателя. На сегодня заявки на кредиты подают в основном люди в возрасте 30-45 лет, а не 35-50 лет, как это отмечалось 3-4 года назад. Современный среднестатистический заемщик активно использует в работе Интернет, а также уже имеет опыт кредитования в различных учреждениях и занимается бизнесом более трех лет. Но все же, несмотря на «омоложение» малого бизнеса, пока у руля остаются люди, ставшие «челноками» еще в 90-е годы. Среди представителей малого бизнеса чуть больше женщин, однако их бизнес скромнее по масштабам: средняя сумма займа составляет от 150 000 до 350 000 руб. Обычно это – мелкая розничная торговля и услуги. Мужчины-предприниматели ведут бизнес покрупнее, а их запросы на кредиты измеряются в среднем 400 000 – 700 000 руб...
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Несмотря на индивидуальный подход со стороны банковских учреждений, существуют определенные положения, значительно упрощающие предоставляемые кредитные услуги. Кредитование малого и среднего бизнеса отнимает у сотрудников банковских учреждений минимум времени. В этом им помогают выработанные со временем стандарты и параметры, чего нет в работе с предприятиями крупного бизнеса. В основном у крупных предприятий существуют более высокие требования, а иногда и нестандартные запросы, справиться с которыми можно только в индивидуальном порядке. Поэтому технологии, применяемые по отношению к малому и среднему предпринимательству практически не применимы к крупным предприятиям. Положительным моментом большинства малых предприятий является отсутствие у них долгосрочных планов, что благоприятно влияет на экономию финансовых средств и времени при отношениях с банками...