ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТЬ…………………………………………………………………..6
1.1 Понятие одаренность в психолого-педагогической литературе……….6
1.2 Основные этапы становления психологической концепции одаренности………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ………………..24
2.1Личностные особенности одаренного ребенка……………………………24
2.2 Кризисы детской одаренности: причины возникновения и пути предотвращения………………………………………………………………….28
2.3 Педагогические аспекты организации работы с одаренными детьми на примере дома детского творчества «Современник»…………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………47
Проблема изучения личности одаренного подростка определяется с одной стороны современными представлениями о сложности и многомерности структуры одаренности и разнообразии факторов, определяющих ее развитие на протяжении жизненного пути человека, а с другой стороны – необходимостью создания условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей одаренных детей.
Стремительное развитие общества влечет за собой изменения в области науки, техники, экономической и культурной жизни. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной.
И в этом случае особое внимание привлекает реализация незаурядных способностей одаренных детей в своей будущей жизни. Дело в том, что раннее проявление и выявление одаренности не гарантирует сохранности ее на более поздних этапах развития личности. Число вундеркиндов в сотни и тысячи раз превосходит число зрелых талантов. Причинами данного явления могут быть: выравнивание ускоренного темпа развития ребенка на этапе полового созревания, неудовлетворенность существующей системой обучения и воспитания, напряженные отношения со сверстниками и учителями, вызванные нестандартностью поведения и эмоциональными всплесками.
Одно из важнейших положений психологии одаренности заключается в том, что развитие одаренности не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и ее социального окружения (А.В.Брушлинский, К.А.Хеллер). Попытки понять и отразить эти взаимодействия представлены в ряде моделей одаренности (Дж. Рензулли, К.Хеллер и др.). При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимо изучать структуру личностных компонентов регуляции учебной деятельности одаренных подростков, прослеживать их изменения в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощи одаренным детям в решении их проблем.
В работах К.А.Абульхановой-Славской, О.В.Дашкевича, В.А.Зобкова, О.А.Конопкина, В.Э.Чудновского раскрываются вопросы психорегуляции учебной деятельности учащихся. Вместе с тем в научной литературе не рассмотрен вопрос по выявлению целостного механизма психорегуляции учебной деятельности одаренного подростка, отсутствуют исследования, ориентированные на определение места и роли целостной совокупности ведущих факторов личности одаренного подростка: мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, результатов деятельности, имеющих непосредственное отношение к личностному уровню психической регуляции учебной деятельности.
Необходимость такого исследования связана с требованиями оптимизации учебной деятельности одаренных учащихся. Учет доминирующего влияния мотивационных установок, ценностных ориентаций, самооценки, системообразующих качеств личности необходим при решении задач формирования и становления личности одаренного подростка.
Объект исследования: учебная деятельность одаренного подростка.
Предмет исследования: компоненты психической регуляции учебной деятельности одаренного подростка: мотивы, ценностные ориентации, самооценка, система качеств личности.
Цель работы определить психологические особенности и педагогические особенности работы с одаренными детьми .
Осуществление поставленной цели предполагало решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ актуального состояния следующих научных проблем: а) Понятие одаренность в психолого-педагогической литературе; б) основных психологических проявлений одаренности в учебной деятельности.
2. Выделить структурно-содержательные компоненты личности одаренного подростка и их влияния на психорегуляцию учебной деятельности;
3. Проанализировать учебные программы для работы с одаренными детьми
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Структура психологического механизма регуляции учебной деятельности одаренного подростка представлена следующими блоками:
блоком мотивационно – деятельностных показателей, включающим подблоки общедеятельностных и специфическидеятельностных показателей, блоком ценностных ориентаций (терминальные и инструментальные ценности), блоком самооценочных показателей, а также блоком личностных качеств.
2. Ведущим звеном психической регуляции учебной деятельности одаренного подростка являются показатели мотивационно–деятельностного блока (честность, искренность, инициативность и перфекционизм) и ценностные ориентации (самоуважение, выбор своего предназначения в жизни, творчество, любознательность, способности, успешность в делах), влияющие на становление качественно своеобразного вида учебной деятельности, что в большинстве случаев затрудняет процесс обучения.
3. Существуют проблемы в приспособлении одаренных подростков к требованиям учебной деятельности выраженные в следующем:
- в отвержении стандартных требований и выраженной социальной автономности одаренного подростка;
- в частной, а иногда и полной изоляции одаренных учащихся от их сверстников из-за несоответствия устремлений и интересов;
- в стремлении к совершенству и постановке завышенных нереалистических целей, что приводит к переживаниям по поводу невозможности их достижения и вызывает негативную оценку со стороны взрослых и сверстников.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что для успешной работы с одаренными детьми необходимо:
- выявить одаренных детей;
- создать максимально благоприятные условия, творческую среду для оптимального развития одаренных детей, включая и способных детей, которые пока еще не проявили свой дар, но есть надежда, что они разовьют свои способности и будут одаренными;
- использовать эффективные формы организации деятельности детей, методы и
приемы обучения, которые содействуют развитию одаренности детей;
- предоставить разнообразные возможности для проявления одаренности детей (выдвижение творческих работ для участия их на выставках, участие детей в концертах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, турнирах и т.п.);
- поощрять успехи детей, показывающих высокую результативность в различных областях деятельности. Важно проводить работу с юными дарованиями в системе, целенаправленно и планомерно.
Главное, чтобы дети на занятиях ощущали радость, удовлетворение, проявляли интерес, творчество, испытывали удовольствие от исполнения песен, танцев, изготовления изделий, выполнения заданий, чтобы они были счастливы.
Не следует забывать и о том, чтобы свои способности дети использовали только на благо себя, близких и общества в целом.