Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Хроническая усталость у медработников и методы ее профилактики……………………………………………………………………6
1.1 Основные диагностические критерии, этиология и патогенез хронической усталости…………………………………………………………...6
1.2 Пути коррекции хронической усталости……………………………14
Глава I I . Эмпирическое исследование……………………………………..21
2.1 Исследование состояния хронической усталости у медработников КБ№86…………………………………………………………………….21
2.2 Выводы и рекомендации к практическому исследованию……......23
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………….27
Приложение…………………………………………………………………….29
Хроническая усталость стала естественной и обыденной частью нашей повседневной жизни. Хроническая усталость - наша ежедневная «попутчица». Даже если человек совершенно не ощущает ее воздействия, это не дает ему права забывать о ней и о той опасности, которую она представляет.
Усталость – это вид негативного эмоционального состояния человека[1]. Это состояние характеризуется увеличенной психической и физической активностью, превышающей его энергетические ресурсы. Одной из главных характеристик хронической усталости является ее крайняя неустойчивость и многоликость. При неблагоприятных условиях развития хроническая усталость может перейти в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого специфично снижение уровня работоспособности и эффективности функционирования систем и органов[2].
Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов и хронического перенапряжения».
По данным ВОЗ около 45% всех заболеваний связано с хронической усталостью, и многие исследователи считают, что эта цифра в несколько раз больше.
Интерес к проблеме хронической усталости, стресса и стрессустойчивости обусловлен происходящим расширением сферы деятельности человека, часто протекающей в экстремальных и сверх экстремальных условиях. Вместе с тем профессиональная деятельность современного человека сопровождается постоянным снижением доли физического труда и увеличением умственных и психических нагрузок. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие», - писал древнегреческий философ Аристотель. Созданные цивилизацией и научно-техническим прогрессом гиподинамия (снижение силовых нагрузок) и гипокинезия (ограничение двигательной активности) не только отрицательно влияют на системы кровообращения, дыхания, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, нервные и гуморальные регуляторные механизмы, но и непременно ведут к снижению реактивности организма и развитию стресса, ростом так называемых болезней стресса. Полагают, что к ним относятся различные психосоматические заболевания - невротические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушения мозгового кровообращения, отдельные злокачественные опухоли и другие[3].
Установлено, что хроническая усталость возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях субъектов, принципиальный характер которых имеет прямое отношение к профессиональной деятельности ряда категорий медицинских специалистов. Их профессиональная деятельность, несмотря на успехи научно-технической революции в медицине, продолжает сопровождаться максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации.
В связи с этим первостепенную актуальность приобретает изучение профилактики хронической усталости в профессиональной деятельности медицинских работников.
Цель данной работы- изучение влияния факторов , провоцирующих возникновение хронической усталости на работника медицинской отрасли.
Большинство зарубежных и отечественных авторов рассматривают актуальность данной проблемы, имеющей огромное социальное и общественное значение с позиций теорий и методов различных научных дисциплин. Несмотря на наличие накопленного поистине огромного систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые ее аспекты разработаны еще недостаточно, а другие только намечены для решения.
Нами поставлены следующие задачи:
- изучить этиологию и патогенез хронической усталости;
- выявить основные признаки данного состояния;
- выявить причины возникновения хронической усталости у работников медицинской отрасли;
- рассмотреть основные пути коррекции хронической усталости;
Предметом изучения в данном случае выступает влияние феномена выгорания в профессиональной деятельности и хронической усталости на личность и уровень работоспособности исследуемых медработников.
Объектом исследования в данной работе выступает выборка из коллектива клинической больницы № 86 при ФМБА РФ в количестве 10 человек.
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы применить на практике знания о хронической усталости и помочь медработнику справиться с этим состоянием.
Работа состоит из введения, двух глав ( первая представляет собой теоретическое исследование, вторая эмпирическое), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблема коррекции эмоционального стресса многогранна. Рассмотренные выше медикаментозные и немедикаментозные направления коррекции хронической усталости могут использоваться и используются самостоятельно, давая при этом в большинстве случаев положительные результаты. Однако, как указывают Ц.П. Короленко (1978), В.И. Копанев, В.А. Егоров (1988) и показывают результаты собственных исследований, наиболее успешными оказываются комплексные подходы к профилактике и купированию неблагоприятных проявлений хронической усталости. Более того, использование врачом, педагогом, тренером какого-то одного направления коррекции стресса подобно симптоматическому лечению болезни.
Коррекция хронической усталости должна соответствовать современному, вышеизложенному представлению об этом состоянии. Так, если мы считаем, что хроническая усталость определяет не отдельные стороны и реакции, а является целостным интегральным состоянием личности, а сама личность - целостной многоуровневой системой, то, очевидно, коррекция стресса должна осуществляться не отдельными воздействиями, направленными на борьбу с отдельными симптомами, а системой, комплексом воздействий, направленных на оптимизацию состояния личности в целом. Следовательно, решать проблему коррекции стресса необходимо с позиций комплексного подхода.
Комплексный подход должен включать в себя не только комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов и средств, но и систему профессионального отбора, при проведении которого можно было бы исключить лиц, отличающихся низкой стрессовой толерантностью, и тем самым еще на этапе, предшествующем воздействию экстремальных факторов, повысить у отбираемого контингента один из компонентов психофизиологического обеспечения стрессоустойчивости.