Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальное познание……………………………………………...4
Глава 2. Специфика социального познания……………………………….7
Заключение………………………………………………………………….15
Список используемой литературы
Теория познания (или гносеология, философия познания) - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.
Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis - знание и logos - понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании»[1].
Социальное познание и специфика социального познания тема далеко не новая в философии, но фундаментальная, что и представляет интерес к ней, именно поэтому ее изучение актуально на протяжении всего времени существования науки.
В работе поставлены следующие задачи:
- изучить социальное познание как категорию философского познания;
- проанализировать изученные материалы.
В работе исследовались работы следующих авторов: Андреева Г.М., Алексеева П.В., Панина А.В., Брунера Дж, Ильина В.В.
Цель работы:
- сделать краткие выводы по работам вышеуказанных авторов о социальном познании;
- найти сходство и отличие социального познания от других видов познания.
[1] Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. , с.9.
Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.
В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие «социальное познание» употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее определение: «Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием»[1].
Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.
Наиболее важные отличия социального познания от познания естественнонаучного:
1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира. Социальное познание прежде всего имеет дело с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без системы отношений и взаимовлияний невозможно.
2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.
3. Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
4. В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе. А отсюда - дополнительные трудности социального познания.
5. В естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
6. Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.
[1] Очерки социальной философии. М., 1994. с.16