Введение…………………………………………………………………………...2
Глава1. Рынок труда и реализация трудового потенциала в сфере занятости..3
1.1.Особенность и динамика рынка труда и занятости населения…………….3
1.2.Необходимость государственного регулирования рынка труда и занятости населения…………………………………………………………………………..6
Глава 2. Анализ рынка труда и занятости населения Московской области…..9
2.1 Состояние рынка труда в Московской области и основные направления
его регулирования………………………………………………………………...9
2.2 Основные проблемы рынка труда и занятости по Московской области...14
2.3 Пути решения проблем рынка труда и занятости населения……………..16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………22
Приложения……………………………………………………………………...24
Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства
Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов. Причины этого кроются, в недостаточно оперативной реакции системы профессионального образования на изменившиеся условия рынка, отсутствии маркетингового подхода к управлению деятельности большинства образовательных учреждений, в качестве подготовки определенной части выпускников учреждений профессионального образования, не отвечающей требованиям производства.
Особенно важны механизмы принуждения к исполнению законов. Эффективная правоприменительная практика способна сделать участников трудовых отношений более защищенными, позволяя, с меньшим риском инвестировать в человеческие ресурсы, заключать трудовые контракты, рассчитанные на долговременное сотрудничество. Государство необходимо предоставлять участникам рынка достоверную информацию, помогающую преодолевать информационную ассиметрию и снижать трансакционные издержки.
Цель работы – проанализировать проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне.
Основными задачами является следующие:
- Выявить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на федеральном уровне;
- Исследовать состояния рынка труда в Московской области
- Рассмотреть необходимость и способы государственного решения проблем.
Предметом исследований является рынок труда, а объектом - проблемы, существующие на рынке труда.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Рассмотрев данную работу можно сделать определенные выводы по регулированию рынка труда и занятости, как по всей России, так и по Московской области.
Институциональная среда российского рынка труда способствует массовым злоупотреблением работодателей, реальная власть которых над работниками проявляется не только в занижении заработной платы, но и в консервации скверных условий занятости; в ухудшении положения работников по сравнению с правилами, зафиксированных в трудовом законодательстве.
Решение большинства сегодняшних проблем российского рынка труда связано с совершенствованием его институтов, улучшением их взаимодействия, повышения качества институциональной среды в целом
Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать, как минимум пять основных подпрограмм:
- стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;
- создание общественных работ для безработных;
- содействие найму;
- социальная поддержка безработных;
- регулирование международной миграции кадров.
При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.
Своеобразие российского рынка труда, заключается в том, что жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Элементами подобного механизма должны быть судебная система, надзорные органы исполнительной власти, профсоюзы, репутационные механизмы, привлечение работников к участию в руководстве, средства массовой информации, протестная активность самих трудящихся и их готовность к увольнениям с предприятий, систематически нарушающих законы и контракты.
В сфере занятости и на рынке труда Московской области произошли количественные и качественные изменения, характеризующиеся:
- увеличением численности трудоспособного населения;
- снижением численности населения, занятого экономической деятельностью;
- перераспределением численности занятых по формам собственности в пользу отраслей непроизводственной сферы;
- незначительным сокращением неэффективной занятости;
- активизацией процессов высвобождения работников;
- расширением занятости в неформальном секторе экономики;
- дефицитом высококвалифицированных работников;
- снижением общей численности безработных;
- ростом числа зарегистрированных безработных;
- значительной дифференциацией районов области по уровню регистрируемой безработицы;
- ростом сельской безработицы;
- снижением давления иностранной рабочей силы на рынок труда.
В целях дальнейшего развития повышения качества и эффективности обучения и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда и быстрейшего трудоустройства будут использованы как традиционные, так и инновационные направления и формы работы, среди них:
- развитие качества рабочей силы посредством создания эффективного механизма социального партнерства органов службы занятости населения Московской области, органов исполнительной власти области, образовательных учреждений, работодателей и профсоюзных организаций, расположенных на территории Московской области;
- повышение статуса профессионального обучения, как преобладающего инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;
- обеспечение возрастания роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство;
- внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества учебного процесса и конкурентоспособность граждан на рынке труда.